Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / 2006 — Год Лихачева / Фрагменты творческих работ участников конкурса «Лихачевские чтения — 2006»
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Фрагменты творческих работ участников конкурса «Лихачевские чтения — 2006»

БИБЛИОТЕКИ ВАЖНЕЕ ВСЕГО В КУЛЬТУРЕ

И где, как не в библиотеке, в тишине читального зала, можно понять и осмыслить и вечность мироздания, и свою значимость и неповторимость.
Именно поэтому, без библиотек, где собрана мудрость человечества, человек не может развиваться, не может развиваться и культура страны. Книги не заменимы в поиске истины, в самопознании, в самосовершенствовании. Книга формирует вкус не только литературный, но и музыкальный, интерес к живописи, истории. Философии.
Через книги душа человека смотрит на мир. Валентин Пикуль, не имевший практически образования, создал богатейший мир образов, благодаря книгам. Не случайно он признавался: «Я бы был самым несчастным человеком на свете, если бы меня лишили великого счастья — общения с книгой».
Я заканчиваю, вглядываюсь в исписанные листы и только теперь начинаю понимать суть высказывания великого гуманиста Д. С. Лихачева, с которого начала свою работу.

Работа Петровых Екатерины,
ученицы МОУ «СОШ № 54» 11 «а» класса.

(I место)


«ГУБЯ ПРИРОДУ, ЧЕЛОВЕК ГУБИТ СВОЕ БУДУЩЕЕ» Д. С. Лихачев: эссе.

В письме «О русской природе» Лихачев писал: «Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Хорошо дышать вольным воздухом… широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над собою небо…».
Но уже сегодня не из каждого родника напьешься, а от запахов весеннего цветения у нас аллергия, не всегда знаешь, что несет «вольный ветер»… А завтра?
Вот почему прав настоящий русский интеллигент Д. С. Лихачев: «Не отмалчивайтесь, выступайте. Пусть люди знают, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию»: каждый должен стремиться жить в гармонии с природой и требовать, чтобы природосберегающие технологии были главной проблемой правительств всех стран.

Работа Вагановой Юлии,
ученицы МОУ «Городская гимназия» 11 «б» класса
.
(II место)


АЛЛЕИ ПАМЯТИ: поэма.

Память противостоит уничтожающей силе времени…
Д. С. Лихачёв

Вступление

Санкт-Петербург… А может Ленинград?
Он на костях как памятник надгробный.
Шаг улиц… строй домов… и бег оград.
Фонтан побед и мук свидетель скорбный.
Дорога привела к монастырю,
Здесь многие нашли приют последний.
По тем, кто здесь лежит, не только я скорблю,
Весь мир их чтит за их полёт свершений.
Я по аллеям памяти брожу,
Камней надгробных я рукой касаюсь,
Я в этот мир с волнением вхожу,
И им проникнуться пытаюсь.
Одна лишь мысль, что здесь у ног моих
Лежит прах тех, кому цены не знаем.
Здесь вечность скрыта от сует людских
И трепетать невольно заставляет.
Перед глазами вновь и вновь встают
Шедевров вечных чудные картины.
Музей — последний гениев приют,
Холодных плит и стен, колонн вершины.
Пусть многих не сыскать сейчас могил,
И где лежит Демидов, мы не знаем.
Ведь кто-то взял, перезахоронил
Всех тех, кого теперь мы вспоминаем.
Но памятник! Ведь нужен он не им! 
А памяти царящей в поколеньях.
Живыми делает не камень их,
А наши знания об их творениях.

Заключение

Не только человек природа плачет,
И в вена-реках даже черная вода,
Да, по Земле смерть бродит. Это значит,
Погибнет все везде живое навсегда.
Как трудно сохранить нам нашу Землю,
А это надо делать ежедневно всем,
И отговорок не! Я не приемлю
Ни клятв, и ни речей, и никогда, никем!
Никто нам в этом мире не поможет,
В огромнейшей Вселенной мы живем одни.
К себе нам надо относиться строже,
Не спрятаться в туман, и не сидеть в тени.
Надеюсь…Верю! Мы приручим атом!
Природе мы поможем с помощью его.
Ресурсов втрое больше меньше будем тратить,
Если решить нам уравнение дано!
Бояться нам людских пороков надо,
Лишь тех, кто потрясает бомбой брани в такт,
И «демократию наводит» в новой стати,
Как террорист, сжимая атомы в руках.

Работа Хамадгариевой Натальи,
ученицы МОУ «СОШ № 56» 11 «б» класса.

(I место)


ОРУЖИЕ ЗНАНИЯ — МИРНОЕ ОРУЖИЕ

Это строка из тридцать второго письма Дмитрия Сергеевича Лихачева о добром и прекрасном. Это вывод, который он делает, рассуждая о том, что может сделать жизнь человека счастливее и добрее.
По мнению ученого, эту миссию выполняет искусство, «ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить… Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека».
Но далее Д. С. Лихачев говорит, что понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь.
Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание?
Первым условием Д. С. Лихачев считает искренность в отношении к искусству, а затем пре-дупреждает, что «первое условие — еще не все». Для понимания искусства обязательно нужны зна-ния. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведе-ния о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или опреде-ленному отношению к произведению искусства, но как бы «комментируя» его, облегчают пони-мание.
Чтобы понимать произведения искусства, всегда надо знать условия творчества, личность художника и эпоху. Важно знать, для чего, где, когда писалась или рисовалась та или иная вещь.
Прочитав и обсудив это мудрое и доброе письмо Дмитрия Сергеевича, мы с моими шестиклассни-ками решили последовать данным им советам, обратившись к изучению творчества русских художников-пейзажистов 19-20 веков. К выбору данной темы нас опять же подтолкнуло письмо Д. С. Ли-хачева «О русской пейзажной живописи».
Мы нашли репродукции картин, и каждый выбрал ту, которая ему наиболее понравилась. А далее были поиски сведений о художнике, об истории создания данной картины и описание своего восприятия этого живописного полотна.
Приобретенными знаниями хотелось поделиться с товарищами. Так родилась идея создания своеобразного самодельного художественного альбома-антологии, который приобщит к изучению искусства русских пейзажистов других ребят, поможет им понять своеобразие русской пейзажной жи-вописи, в которой отражен вечный маскарад природы, «вечный праздник красок и линий, вечное движение — в пределах года или суток».
Работа над антологией оказалась очень увлекательной и стала нашим коллективным делом, результат которого мы и хотим предъявить на городской конкурс, посвященный 100-летию Д. С. Лихачева.

Коллективная работа
учеников 6 «б» класса МОУ «СОШ № 41»
(классный руководитель Л. Пензина).
(III место)


«ГУБЯ ПРИРОДУ, ЧЕЛОВЕК ГУБИТ СВОЁ БУДУЩЕЕ» Д. С. Лихачёв

Введение

Наш город красивый, небольшой, расположен на горных склонах среди лесных массивов на берегу озера. Градообразующим предприятием является большой Электрохимический комбинат, поэтому экология города очень тяжёлая. Школа же расположена среди удивительной березовой рощи.
Как хочется эту красоту сохранить! Я очень люблю природу и уверена в том, что природу нуж-но не только пытаться понять и вновь открывать для себя каждый день, но и ещё в том, что она нуждается в нашей защите. Я и вся моя семья бережно и заботливо относимся к природе: в саду ухаживаем за растениями; создаём благоприятные условия; изучаем поведение растений, чтобы понять и раскрыть все тайны растительного мира; выращиваем экзотические разновидности; поддерживаем водоём; выезжая на природу, любуясь ею, стараемся не навредить.
Мы должны любить свою природу, охранять и бережно относиться, чувствовать красоту и величие удивительного мира природы. Человек не может существовать без природы.
Но известно, что ухудшение экологической ситуации в области, стремление взрослых и де-тей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу — это и многое другое служит показателем крайне низкой культуры взаимоотношений с окружающей средой.
В книге «Размышления» академика Д. С. Лихачёва, 100-летний юбилей которого мы отмечаем, можно прочитать: «Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры че-ловека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в неё человек».
Эти размышления заставили меня задуматься, а как ученики нашей школы относятся к при-роде? Понимают ли, что окружающий мир — объект постоянной заботы людей и что за его благо-получие каждый несёт персональную ответственность? От этого зависит наше будущее. Обладают ли экологической культурой наши школьники?
Эстетическое воспитание, творческая деятельность учащихся является основным направлени-ем учебно-воспитательного процесса в нашей средней общеобразовательной школе № 57 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Мы учимся наблюдать явления при-роды, удивляться её красоте и разнообразию, стремимся художественными средствами выра-зить свои впечатления, интересуемся культурно — историческими памятниками, традициями своего края.
Может изучение искусства, творческая деятельность влиять на отношение учащихся к природе?
Поставленные вопросы не могут не волновать жителей города, учителей школы, роди-телей наших школьников, всех, кому небезразличны вопросы экологии, современный взгляд на роль искусства в культуре природоиспользования.
Эти волнующие меня вопросы определили тему исследовательской работы: «Природа и искусство». Тема очень важна, так как направлена на благо человека и природы, на благо нашего будущего.

Работа Колмогоровой Полины,
ученицы МОУ «СОШ № 57» 9 «а» класса.

(II место)


СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЯХ

Хочется вспомнить повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель». В этом произведении четко показаны роль и значение первого учителя в жизни человека. Именно Дюйшен, солдат, толком не знающий ни грамматики, ни математических правил, построил в аиле пер-вую школу и привил детям желание учиться. И именно он стал для главной героини, Алты-най, первым. Первым настоящим другом, первой любовью и, наконец, первым настоящим учителем. Конечно, Дюйшен мало чему научил Алтынай, но он заложил в ней огромное стремление к знаниям. Именно благодаря ему Алтыная уехала в город, продолжила обуче-ние и впоследствии стала академиком.
И еще, очень часто учителя сравнивают со скульптором, который вылепляет из бес-форменного куска глины великолепную скульптуру. Но я бы сравнила учителя с мастером резьбы по дереву, который не вылепляет из глины скульптуру, оставляя свой творческий за-мысел, а выявляет его собственные возможности.

Работа Войтюк Юли,
ученицы МОУ «Городская гимназия» 8 «а» класса.
(II место)


БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ СМЕШНЫМ

Веселый человек может заставить других смеяться, используя свое остроумие. Юмор часто употребляют для того, чтобы показать нелепые явления жизни. Думаю, что веселый человек всегда открыт для общения, более внимателен и добр к людям, готов прийти на помощь. Он может преодолеть свое плохое настроение и сделать так, чтобы оно не повлияло на отношение с другими людьми. Кроме того, веселый человек заставляет окружающих видеть в себе человека уверенного. быть веселым, постоянно помнить о чувстве юмора — это полезно и для себя, и для окружающих. Думаю, что не надо начинать при встрече с людьми разговор с неприятных новостей. Лучше пошутить. И вообще, я считаю, что нужно стараться проводить как можно больше времени с оптимистами, оставаться всегда оптимистом самому.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов). А я бы еще добавила, что и характер. Ведь именно добрый нрав и веселый характер привлекают людей. Улыбки и шутки решают вопросы эффективнее строгого голоса.

Работа Солодовниковой Яны,
ученицы МОУ «СОШ № 56» 8 «в» класса.

(I место)


БИБЛИОТЕКИ ВАЖНЕЕ ВСЕГО В КУЛЬТУРЕ

А как приятно находиться в библиотеке! Атмосфера таинственная, завораживающая: две минуты, проведенные здесь, — и ты уже во власти книжных эльфов. Тишина, изредка на-рушаемая шелестом страниц и шепотом посетителей… Разве можно променять это велико-лепие на Интернет, столь популярный сейчас? Безусловно, это очень быстрое и удобное средство получения информации. Удивительно, что заядлыми пользователями Интернета являются не только подростки, падкие на все модное, но и взрослые, серьезные люди. Счи-таю, что Интернет — это БОЛЕЗНЬ!
Люди разучились общаться, они почти не посещают библиотек, а ведь самый лучший источник повышения своего культурного уровня — это книга, это общепризнанный факт, он не требует доказательств. Да и просто читая много книг, можно почти не учить грамматику русского языка, так как вырабатывается внутренняя грамотность — и это уже доказано.
Однако это замечательно, что библиотеки продолжают существовать и их фонды рас-тут. Хорошо, что всегда можешь прийти туда, где тебе рады, всегда ждут и обязательно по-грузишься в этот удивительный мир — мир библиотеки!

Работа Баландиной Анны,
ученицы МОУ «СОШ № 51» 11 «гум» класса.

(III место)



Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска