Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Литературная диета для гурманов / Рецепт второй (Ноябрь 2002)
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Рецепт второй (Ноябрь 2002)

В этот раз мы предлагаем Вам самую современную и чисто российскую диету. Записывайте рецепт номер два, дамы и господа.

Саратовского писателя Алексея Слаповского критики называют главным открытием девяностых, приметной фигурой современной русской словесности и хроническим неудачником букеровской премии: трижды попадал в шорт-лист, ни разу не стал лауреатом. Как говорится: «Играл, но не угадал ни одной буквы». Тем не менее, он стал известен широкому кругу читателей с 1994 года именно после того, как его роман «Первое второе пришествие» вошел в шорт-лист Букера.

Давайте знакомиться.

Алексей Иванович Слаповский родился 29 июля 1957 года в селе Чкаловское Ровенского района Саратовской области. В 1979 году закончил филологический факультет Саратовского университета, работал учителем в школе, грузчиком, телерадиожурналистом, редактором в литературном журнале «Волга».

Начинал как поэт, бард (автор музыки и текстов — и исполнитель), в 1985 году написал первую серьезную пьесу, в 1986 году она была поставлена в Ярославле. С тех пор написано около 30 пьес. Они публиковались во всех театральных журналах России (в частности, в «Современной драматургии» — трижды) и в нескольких журналах за рубежом, ставились и ставятся во многих российских театрах (включая Москву и Санкт-Петербург), в США, Германии, Швейцарии, Финляндии, Австралии, Болгарии.

С 1989 г. выступает как прозаик. В России издано шесть книг, за рубежом — издания во Франции, Голландии. Проза Алексея Слаповского переведена на все основные европейские языки.

Талант Слаповского очень органичен, он пишет без оглядки на литературную моду, дистанцируясь не только от канонического реализма, но и от уже надоевшей читателю постмодернистской игры чужими цитатами и стилями. Его романы можно назвать авантюрно-философическими, занимательность в них сочетается с подлинной глубиной.

Главная тема Слаповского — попытка современного человека понять свое назначение. Для героев всех его романов поиски истинного «я» порой парадоксально оборачиваются бегством от себя.

Слаповский А. Первое второе пришествие; Вещий сон: Роман. Детективная пастораль. — М.: АСТ, 2002. — 381 с.: ил. — (Современная отечественная проза).

Роман «Первое второе пришествие» повествует, как в российской глубинке в семье алкоголика и уборщицы родился будущий Мессия. Он прошел весь путь до конца и принял мученическую смерть, но люди так и не узнали в нем Спасителя.

Метаморфозы быта и бытия, поиски себя в мире, где одно на глазах превращается в другое, чтобы вернуться на круги своя, — суть прозы Слаповского, которая при всей своей фантасмагоричности динамична, сюжетна.

Писательница Людмила Улицкая не нуждается в представлении — она давно завоевала признание читателей и на родине, и за рубежом. Ее книги переведены на 17 языков. Она обладательница престижных премий и лауреат Букеровской премии 2001 года.

Что мы знаем о ней?

Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист кино и телевидения.

Родилась в городе Давлеканово (Башкирия). Окончила биологический факультет МГУ. Первые рассказы появились в журналах в конце 1980-х годов. Тогда же, на рубеже 80-х и 90-х годов, вышли два фильма, снятые по ее сценариям: «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех»

Первая книга — «Сонечка» — вошла в список финалистов премии Букер за 1993 год и была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Затем появились романы «Медея и ее дети» (Short list Букеровской премии в 1997 году) и «Казус Кукоцкого» (2001 — Бекуровский лауреат), повесть «Веселые похороны» и рассказы: «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный» и др.

Произведения Людмилы Улицкой лучшим образом представляют современную прозу, они исповедальны и пронзительны, это «проза нюансов»: и тончайшие проявления человеческой природы, и детали быта выписаны здесь с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим людям. Как близок им и используемый язык, и описание жизни героев с их мироощущением, чувствами.

И самое главное — у Улицкой есть своя преданная читательская аудитория.

Улицкая Л. Казус Кукоцкого: Роман. — М.: Эксмо, 2002. — 448 с: ил. — (Современная проза).

Новый роман Улицкой, над которым она работала несколько последних лет. Несомненно, это произведение зрелого мастера, который помещает свое повествование не только в границы близкого нам времени и наполняет сюжетами и реалиями недавнего прошлого, но и выводит его за пределы бытийного пространства в поисках смысла человеческого существования.

Роману «Казус Кукоцкого» предпослан эпиграф из Симоны Вейль: «Истина всегда на стороне смерти». Писательница считает, что в рамках нашей реальности мы не можем оценивать ни события, которые с нами происходят, ни наши действия. Только некоторый взгляд из-за пределов жизни дает возможность ее оценить. Именно эта попытка и сделана в романе: найти точку понимания, которая располагается вне пределов нашей реальности.

В «Казусе» встречаются описания генетических открытий — свидетельство биологически-исследовательского прошлого писательницы. Например, особый вид яйцеклеток, который открывает герой романа Павел Кукоцкий, другие реальные медицинские исследования.

Но писательница возражает своим «простодушным» читателям, считающим, что она написала роман об абортах. «Нет, конечно, я писала роман о свободе. Но о свободе невозможно говорить как об абстрактном понятии. Для живущего человека свобода — это всегда личное действие в данных обстоятельствах. И для меня „Казус Кукоцкого“ — это исследование возможности реализовывать свободу в очень жестких тоталитарных условиях»

Улицкая Л. Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы. — М.: Эксмо, 2002. — 384 с.: ил. — (Современная проза).

В сборник прозы вошли произведения, написанные в разные годы. Это рассказы, объединенные в циклы «Бедные родственники» и «Девочки», каждый из которых блестящий образчик жанра, повести «Сонечка» и «Веселые похороны»

Место и время, и фон повести «Веселые похороны» — Нью-Йорк, девяностые годы. Автор ярко описывает эмигрантский быт своих героев, которые перекочевали в поисках счастья в «город контрастов», их сложные взаимоотношения, которые завязались-запутались еще в России. Главный герой — художник, который «талантливо» прожил жизнь, окружив себя бесчисленными друзьями, готовых в любую минуту прийти на помощь, и не менее «талантливо» ушел из нее, став режиссером последнего спектакля под названием «моя болезнь и смерть», который еще сильнее объединяет близких ему людей.

Повесть «Сонечка» набирает энергию медленно: война закончилась, героиня, вышедшая замуж за бывшего зэка, художника с мировым именем, в тридцатые годы вернувшегося в СССР, перебирается ближе к Москве. У них появляется дом — часть старой дачи в ныне снесенном поселке у метро «Динамо». Подрастает дочка, и на Новый год в Сонечкино жилье приходит ее подруга — существо ангельской красоты и нелегкой судьбы, — твердо решившая присосаться к чужому теплу и уюту…

Улицкая Л. Цю-юрихь: Роман. Рассказы. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 368 с.: ил. — (Современная проза).

В книгу вошли роман «Медея и ее дети» и рассказы из цикла «Межвременье», в том числе и новые, ранее еще не публиковавшиеся.

И на десерт — «Национальный бестселлер». ?

31 мая 2002 года в Санкт-Петербурге состоялось вручение ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер» размером 10 тысяч долларов. Премия ставит своей задачей: вскрыть невостребованный рыночный потенциал произведений, отличающихся высокими художественными или иными достоинствами.

По результатам определения шорт-листа было выявлено два главных фаворита. Это Александр Проханов с романом «Господин Гексоген» (мы писали о нем в первом выпуске «Литературной диеты»), а также автор Прозы.ru Ирина Денежкина с рукописью «Song for Lovers».

Примечательно, что Ирина Денежкина на момент выдвижения на премию «Национальный бестселлер» не имела бумажных публикаций и была совершенно неизвестна как литератор ни в Москве, ни у себя на родине в Екатеринбурге. Дебют двадцатилетней Ирины состоялся на Прозе.ru, где она публикуется под псевдонимом Сестра Нигера.

Голоса малого жюри на церемонии разделились поровну между «Господином Гексогеном» Проханова и «Song for Lovers» Ирины Денежкиной. В такой ситуации правилами предусмотрено вмешательство председателя оргкомитета премии, банкира Владимира Когана, за которым остается решающий голос. Свой голос Коган отдал за Проханова.

Но сборник рассказов Ирины Денежкиной «Дай мне!» выпустило петербургское издательство «Лимбус Пресс» в серии «Метро».

Денежкина И. A Song for the Lovers [Дай мне!]: Отрывок из рассказа // Seventeen. — 2002. — N° 9. — С. 98-101: ил.

Герои повестей и рассказов «юной Франсуазы Саган из Екатеринбурга» переживают самый сложный период жизни, когда их главной заботой становится реализация сексуального влечения. Но наряду с ними такими же действующими можно считать саму ювенильную реальность и скрытый механизм романтики любви.

Заняты персонажи Денежкиной самыми обыденными и всем знакомыми вещами: влюбляются — остывают, сходятся — расходятся, тусуются — рыдают в одиночестве, думают — бухают… И всем им примерно по 20 лет, и на каждый случай из жизни денежкины девушки находят объяснение в виде общеизвестной строчки Земфиры.

Тратить время на чтение, считает новое поколение, резонно лишь в тех случаях, когда эта трата позволит быть «в материале» в ходе дискуссий с друзьями, однокурсниками, одноклассниками.

Значит, читать Денежкину — нос по ветру держать.


Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска