Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Наша библиотечная рассылка / Архив / Выпуск 1
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Архив библиотечной рассылки

Выпуск 1

Здравствуйте, уважаемые горожане!

Вас приветствует Юношеская библиотека!
Вообще-то нас теперь именуют Центральная городская библиотека для детей и юношества, но всем как-то привычнее Юношеская. Принимаем и то, и то.

Сегодня, в эти последние августовские дни, мы бы хотели представить вашему вниманию летний выпуск "Литературной диеты для гурманов", посвященный всемирно известному французскому писателю Мишелю Уэльбеку.

Конечно, лето, вроде, закончилось. :)
Но может быть кто-то хочет его продлить.

Информационно-библиографический отдел представляет "Литературная диета для гурманов" от Юношеской библиотеки.
Лето (Осень) - 2003.

"Есть во Франции такой писатель - Мишель Уэльбек...
У них там, в Западной Европе, он - главный интеллектуал".
Н. Клименюк

Вот и лето! Можно позволить себе всё, о чём мечталось долгой, наполненной работой и заботами, зимой: не вылезать из теплого водоема часами, сонно греться на солнышке, прочитать, наконец, модного и скандального автора. Думаем, что в качестве последнего Вам идеально подойдет Мишель Уэльбек.

Michel Houllebecq - французский писатель, поэт - родился в 1958 году на Мадагаскаре. Его отец был гидом, сопровождавшим туристов в походах по горам, мать - медиком; своих родителей писатель относит к поколению хиппующих шестидесятников. У них не было времени серьезно заниматься ребенком, и в шесть лет его отправили к бабушке в Париж. Когда Мишелю исполнилось восемнадцать, обнаружилось его болезненное пристрастие к морфию, благодаря чему ему было отказано в службе в армии. Он окончил институт и получил диплом инженера сельского хозяйства. Что-то делал в науке. Работал программистом. Писал стихи и эссе. Его первый, неизвестный нам роман "Расширение пространства борьбы" (1991 г.) был отмечен премией Общества литераторов.
Но настоящий взрыв вызвали "Элементарные частицы" (1998 г. - лауреат Гран-при по литературе) - роман-памфлет, ставший гвоздем сезона, выдвинутый на Гонкуровскую премию и стоивший автору нескольких судебных процессов.

"Элементарные частицы"

• Уэльбек М. Элементарные частицы: Роман / Пер. с фр. И. Васюченко, Г. Зингера // Иностранная литература. - 2000. - N° 10. - С. 3-172.

… Книга об отсутствии любви. Книга о присутствии страдания и боли.
Книга об отсутствии смысла. Книга о присутствии смерти.
Приговор современной цивилизации Запада. Приговор современному человеку.
Это - роман Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы" (1998; далее в тексте - ЭЧ). Пожалуй, главная пока что книга нынешнего европейского поколения сорокалетних. Роман, способный вызвать отвращение - и способный заразить.

… Говорят, что литература уже неспособна ни на что влиять. То ли-де общество отупело, то ли словесность поглупела, то ли наш мир вообще куда-то съехал с рельсов. ЭЧ - очевидное подтверждение этого тезиса. Своим появлением роман произвел неожиданно сильное воздействие на европейское общество. Уэльбеку удалось впечатлить западный мир.
Сначала он произвел фурор во Франции. Такого по поводу изящной словестности там, по отзывам наблюдателей, не было с 60-х годов. Только за первые три месяца после появления книги было продано 300 тысяч экземпляров. Однако коммерческим успехом дело не кончилось...

• Ермолин Е. Частицы боли: Michel Houellebecq (Мишель Уэльбек) и его русские читатели // Континент. - 2003. - N° 1 (115). - С. 376-390.

… Следуя знаменитой заповеди своего соотечественника Сартра: "хочешь философствовать - пиши романы", - французский прозаик Мишель Уэльбек написал роман идей...

• Интеллектуальный бестселлер или учебник сексопатологии? : Александр Шаталов, Владимир Шаров, Николай Александров об "Элементарных частицах" Мишеля Уэльбека // Дружба народов. - 2001. - N° 10. - С. 152-162.

… Я бы назвал его романом-вызовом. Эстетическая составляющая его отходит на второй план, а вперед выдвигается жгучая проблематика "проклятых вопросов", непосредственно касающихся почти любого человека, исчезает та дистанция между личностью читателя и произведением, которая позволяет - несмотря на сильнейшее нравственное впечатление и переживание - все же различать понятия "зрелище" и "реальная жизнь".
… Шумный успех романа Уэльбека был следствием попадания в болезненную и особо не афишируемую проблему "сорока лет" или "середины жизни". То есть о ней писали и пишут очень много, но обычно в контексте индивидуальной судьбы конкретных людей, которые "земную жизнь пройдя до половины, вдруг очутились в сумрачном лесу": Главное отличие при рассмотрении этой проблемы у Уэльбека в том, что он придает ей глобальный, всеобщий характер…

• Потолицын С. О "Элементарных частицах" М. Уэльбека // Иностранная литература. - 2002. - N° 5. - С. 271-273.

… Уэльбек - вполне обычный, без всякой иронической амбивалентности, пресноватый студиозус, более Вагнер, чем Фауст. В списке значимых для него имен - апостол Павел, Паскаль, Достоевский, Бальзак, Бодлер. : В список : почему-то не попал маркиз де Сад. Между тем его присутствие в романе даже более очевидно, чем присутствие Гессе и Хаксли. По количеству оргазмов на единицу текста южанин Брюно может соперничать с либертенами пресловутого маркиза. Но все это - в рамках сексуальной свободы среднего класса …
… Уэльбек фиксирует в современном обществе тот предельный уровень личной свободы, следующим шагом которой будет всеобщая гибель. Общество потребления производит анархизм в таких объемах, что это уже создает реальную угрозу прекращения не только культуры, но и западной цивилизации в целом…

• Липневич В. Невозможность любви: [Рецензия на роман Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы"] // Новый мир. - 2001. - N° 12. - С. 189-193.

... Это роман о сводных братьях, Мишеле и Брюно, из которых первый - гениальный биофизик, второй - малоудачливый литератор. Оба они - дети детей 68-го года, и для них легендарный парижский Май предстает уже в качестве тяжкого и никчемного наследства…
... Неказистый закомплексованный Брюно проводит жизнь в нечдачных сексуальных экспериментах, участвует в безрадостной и вялой групповухе, нелепо женится, где-то служит и что-то пишет, потом, уже за сорок, встречает женщину, которую впервые полюбил, но она кончает самоубийством, а ему ничего не остается, как сгинуть в психиатрической больнице.
... У Мишеля иной рисунок судьбы, это птица более высокого полета. Он живет с непроходящей гримасой брезгливости на лице, ... и занимается наукой. Правда, он тоже встречает женщину, которую, может быть, способен был полюбить, но и она кончает с собой. Вот образчик авторского письма: "Установки современного сознания больше не согласуются с нашей смертной юдолью: Кстати, забавно отметить, что Делёз и Дебор, два уважаемых интеллектуала конца века, оба покончили с собой без определенной причины, исключительно потому, что ни тот ни другой не мог примириться с перспективой собственной физической деградации. …Сегодня суицид людей в возрасте, ставший отнюдь не редким явлением, чем дальше, тем больше представляется нам поступком вполне логичным".
Линия Мишеля выводит роман за горизонт реального времени. В последней трети он перерастает отчасти в антиутопию, отчасти - в пародию на нее. В 2000 году Мишель начал серию биофизических исследований, которую закончил в 2009-м, а в 2013-м его биограф и истолкователь "провозгласил свой знаменитый тезис, которому было суждено воистину стать началом переворота в общественном сознании, планетарного по своим масштабам: ПЕРЕМЕНА СОВЕРШИТСЯ НЕ В УМАХ, А В ГЕНАХ". Биофизическая революция Мишеля приводит к появлению новой породы людей - генетически стерильных, безоблачно счастливых, жизнерадостных идиотов, так сказать. : Сам же Мишель, в последние годы живший в Ирландии, на атлантическом побережье, в самой западной точке Европы (там сейчас живет Уэльбек), окончив дело жизни, исчезает: возможно, он в свою очередь кончает с собой, - густой океанский туман заволакивает картину.
: Однако "Элементарные частицы" пережиты и написаны искренне, с той серьезностью, которая заставляет прислушиваться к себе и так или иначе с собой считаться. ...

• Шургин Б. Мишель Уэльбек. Элементарные частицы: [Рец.] // Семья и школа. - 2001. - N° 7/8. - С. 60-61.

• Дубин С. Действительно ли scripta manent? : "Элементарные частицы" Мишеля Уэльбека два с половиной года спустя // Иностранная литература. - 2001. - N° 5. - С. 264-268.


"Если ты хочешь писать,
ты должен вести себя как шпион,
наблюдать и подглядывать".
Уэльбек


"Платформа"

• Уэльбек М. Платформа: Роман / Пер. с фр. И. Радченко // Иностранная литература. - 2002. - N° 11. - С. 3-138.

… "Платформа", при всем обилии политических мотивов, - роман вовсе не о политике, а о любви. Причем любви невозможной.
… Герою, которого зовут Мишель, сорок лет, и зачем он живет, он толком не знает. После работы он идет на пип-шоу, потом домой, готовит невкусную пищу из полуфабрикатов, переключает каналы кабельного телевидения, потом принимает ударную дозу снотворного и забывается сном, чтобы завтра провести еще один такой же бессмысленный день. Мишель очень похож на главного героя "Постороннего" Камю. У героя Уэльбека умирает отец, у героя Камю - мать. Оба они никак не реагируют на это событие. У Камю все было просто - человек, который не плачет на похоронах матери, способен на убийство. Но даже убийство - поступок, хотя и страшный. Герой Уэльбека на убийство не способен. Он способен пойти на пип-шоу, снять тайскую проститутку и принять снотворное.
… Собственно, во всех романах он ставит один и тот же диагноз: люди разучились получать удовольствие:

• Мильчин К. Конец европейского секса: [О романе Уэльбека "Платформа"] // Книжное обозрение. - 2003. - 13 янв. (N° 1). - С. 2: ил.

"Лансароте"

• Уэльбек М. Идеальный курорт: Фрагмент из повести "Лансароте" // Книжное обозрение. - 2003. - 13 марта (N° 9/10). - С. 39: ил.

… Сорокалетний ксенофоб, расист и половой шовинист едет на остров Лансароте. Это на Канарах. Там он встречает бельгийца-полицейского, двух немок-лесбиянок и секту азраилитов. Герой Уэльбека вступает в сексуальную связь сразу с двумя немками-лесбиянками и счастлив неимоверно. Бельгиец-полицейский вступает в "космическую секту" и тоже счастлив неимоверно.
И в чем прикол, спросите вы? Почему все сходят с ума от Уэльбека? А потому что Уэльбек пишет о том, что другие боятся сказать даже шепотом. Герой Уэльбека - это зеркальное отображение современной Европы: гротескное, преувеличенное, но, увы, не такое далекое от истины. Хомо Уэльбекус, которого описывает Уэльбек, прост и непосредствен. Он примитивен, как его первобытный предок. : Хомо Уэльбекус едет за радостями на другой конец света. И довольно забавно описывает все, что видит по дороге…

• Мильчин К. Хомо Уэльбекус: [Рец. на повесть М. Уэльбека "Лансароте"] // Книжное обозрение. - 2003. - 28 апр. (N° 17). - С. 2: ил.

И снова о нём:

Ныне Уэльбек со своей второй женой живет в Ирландии, в окрестностях Дублина в доме с видом на море, воспитывает сына от первого брака. Выпустил диск с записями музыкальных композиций в собственном исполнении. В Париже бывает несколько раз в году.

… - В нескольких словах представьтесь читателям.
- Что сказать о себе?.. Я не знаю: Пишу книги, их читают люди, хотя, честно говоря, я их плохо понимаю: Вот и все:
- Какой вы по характеру?
- Очень изменчивый.
- В вашем романе ["Элементарные частицы"] очень ясно видно, что именно вам не нравится в современном мире. Вы отрицаете ценности поколения ваших родителей, как они отрицали нормы жизни предыдущего поколения. Такое развитие напоминает второй закон Ньютона: действие - противодействие, и так до бесконечности. Но голое отрицание несвободно и неплодотворно. Каковы ваши положительные ориентиры?
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Действительно, есть разрушительная литература, но я к ней не имею никакого отношения. И поколение моих родителей меня вовсе не интересует. Просто я пытался быть объективным к прошлому. А положительные ценности, мне кажется, достаточно отчетливо выражены в романе, особенно в конце. Есть буддийские идеи, социал-демократические симпатии, сочувствие процессам, обратным сексуальной революции. Есть позитивные убеждения. Ну и некоторые надежды на научный прогресс…

• "Французская литература выходит из чистилища": Виртуальный круглый стол. [Интервью с Мишелем Уэльбеком] / Сост. и пер. с фр. Н. Мавлевич // Иностранная литература. - 1999. - N° 10. - С. 229-245: ил.

… - Вы теперь в России звезда. Честно говоря, для меня это было приятной неожиданностью, я стал думать гораздо лучше о российском читателе. Прежде я не думал, что он готов читать такие книги, как ваша.
- Это и для меня сюрприз. Я ведь был в России однажды. Запомнил ее как страну для Бальзака. : Чтобы Бальзак ее описывал. Это общество, в котором одни люди вдруг стали богатыми, а другие остались бедними - вот Бальзак умел описывать быстро меняющееся общество. Как у нас после Великой Французской революции. Только мне кажется, что в России нет писателя, который бы мог это описать. И я думаю, что он всё-таки вам нужен. Такой - очень реалистичный, очень ясный…
- Странно, что вы об этом говорите. В ваших-то романах постоянно присутствует довольно сильный элемент фантастики. Это и в "Элементарных частицах" есть, и в "Платформе", романе целиком фантастическом, романе-фантазме. Почему это вам необходимо?
- Да я никогда нарочно к этому не стремился. Просто, когда я был маленький, я очень много читал научной фантастики.
- Да? А кто ваши любимые?
- О, нет, этого было просто слишком много. Я хорошо знаю фантастику, но вот как-то разбираться в ней уже не могу.
Для меня как писателя очень важно оттолкнуться от точки реальности. На меня в детстве произвела очень большое впечатление дискуссия в "Юманите" о человеческой точке зрения. Это было очень сильное впечатление, я никогда уже не забывал этой идеи : писать о человеческом бытии так, как если бы ты сам не был человеком. Вот поэтому мне нужно быть не внутри процесса, не внутри реальности:

• Уэльбек М. "Французу трудно быть сентиментальным": [Интервью с писателем на литературном фестивале "Лейпциг читает"] / Записал А. Гаврилов // Книжное обозрение. - 2003. - 24 марта (N° 12). - С. 3: портр.

Еще Уэльбека можно прочитать здесь:

• Уэльбек М. На пороге растерянности: Эссе / Пер. с фр. Н. Кулиш // Иностранная литература. - 2002. - N° 3.- С. 45-56: портр.

• Уэльбек М. Стихи из книги "Возрождение" / Пер. с фр. М. Яснова // Иностранная литература. - 2003. - N° 3. - С. 53-56: портр.


"Как публичная фигура в интервью я иногда бываю не слишком вежлив.
Во франции у меня репутация человеконенавистника какого-то.
Это еще в самом начале сложилось - поосторожнее мне надо быть с прессой".
Уэльбек


Ведущая рассылки: Ирина Баженова.
E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска
Телефон: (34370) 4-82-98



Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска