Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Наша библиотечная рассылка / Архив / 2005 — Выпуск 22. Эльфрида Елинек
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Архив библиотечной рассылки

2005 — Выпуск 22. Эльфрида Елинек

Доброе время суток, уважаемый Читатель!

Сегодня мне хотелось бы представить Вам еще одного автора. Сразу оговорюсь, что я медлила больше года с этим представлением, медлила, чтобы те «страсти» вокруг писательницы, которые всколыхнуло присуждение ей Нобелевской премии, слегка улеглись, чтобы представленные о ней и ее творчестве ссылки и материалы выглядели более полно и объективно.

Итак, позвольте представить - Эльфрида Елинек — лауреат Нобелевской премии по литературе за 2004 год, фигура в литературе и театральном мире достаточно противоречивая.

Эльфрида ЕлинекЭльфрида Елинек (или Йелинек) - австрийская писательница.
Родилась в 1946 году, в небольшом городке Штирии Мюрццушлаг (Австрия).
Ее отец, имевший чешско-еврейские корни, работал на военном предприятии химиком; мать происходила из знатной венской семьи. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в Вену, где Эльфрида и выросла.

Традиционную биографию писательницы Вы можете прочитать на Ozon`е - http://www.ozon.ru/context/detail/id/303142/

Другая, более эмоциональная, биография помещена на сайте журнала «Женские страсти», где можно узнать, что Эльфрида была:

Прилежная ученица монастырской школы
Будущая скандально-известная писательница Эльфрида Елинек провела детство в привычной австрийской школе при монастыре. Воспитанникам советских школ монастырская школа представляется неким скучно-суровым заведением. «Где злые монахини, сдвинув бесцветные брови, преподают запуганным детям сухую схоластику«… Но кто знает, какие страсти кипели там на самом деле?! …

Пианистка
По настоянию матери юная анархистка терпеливо училась музыке. Настолько серьезно и терпеливо, что закончила Венскую консерваторию. Жить в городе вальсов и не быть пианисткой?! В университете выбрала специальность «Театр и история искусств», но это не помогло. Вместо углубленного изучения театрального искусства Эльфрида писала странные стихи и прозу, а еще детская жажда свободы и справедливости вылилась в активное участие в общественном движении. Ведь ее молодость — это легендарные 60-е!

Первое же публичное выступление на фестивале молодежной культуры в Инсбруке стало весьма символичным. С одной стороны, это был успех — она получила премии и за лирику и за прозу. С другой стороны — поражение: спонсоры фестиваля были возмущены тем, что поневоле помогли прославиться юной авторше «порнографических произведений».

Несмотря на успешность литературных трудов, Елинек не оставляла занятия музыкой. Музыка уже поселилась в ней самой, в ее душе, стала потребностью. В 1971 году Эльфрида даже получила диплом органиста в Венской консерватории. Орган всегда считался не обычным музыкальным инструментом, а «голосом души». Душа Эльфриды бунтовала.

Говорят, отражение чувств Эльфриды нашло свое место в ее главном произведении — романе «Пианистка». Главная героиня которого, Эрика, и вправду очень уж напоминает автора:
«Жизненное пространство Эрики составляет маленькая комната, в которой она вольна делать все, что захочет. Ее никто не ограничивает, ведь это ее комната. К владениям матери в этой квартире относится все остальное. Хозяйка в доме, которая обо всем заботится, держит под контролем каждый уголок, а Эрика только пожинает плоды домашнего труда, который выполняет мать. Эрика не знает тяжелой работы, руки пианистки надо беречь от домашней химии. В редкие минуты передышки особую заботу у матери вызывает ее многоликая собственность. Разве уследишь, где она находится? Куда она опять запропастилась, эта неугомонная собственность? В чьих домах, по чьим комнатам носится она, словно вихрь, одна или с кем-то на пару? Беспокойная как ртуть Эрика, это ускользающее из рук создание, может статься, куролесит в данную минуту невесть где и вытворяет невесть что».
«Невесть что» Эрика действительно вытворяет… Ее сексуальные отношения с мужчиной более чем странны и кажутся не очень здоровыми. Но, такова Елинек! Она говорит и делает то, на что другие не решаются. Например. В свое время она решила вступить… в компартию.

Коммунистка
В 20 лет вышел ее первый сборник стихов. А в 1972 году увидел свет первый роман — «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного общества». Это был откровенно критический взгляд на современную культуру. «Она клеймит сонное австрийское общество, без разбора высмеивает его мифы и без жалости издевается над его комплексами» — восторженно отзывалась пресса о романах Елинек. Однако восторгались далеко не все…
Творчество бунтарки навсегда получило клеймо «порнография» и приличные люди считали дурным тоном читать «это».
Чувствуя себя в меньшинстве, Эльфрида решила присмотреться — а не поддержать ли ей австрийское политическое меньшинство? Так она стала членом компартии Австрии. И продержалась в ней почти до развала «старшего брата» — компартии СССР. В начале 90-х политика стала ей неинтересной. Тем более что ее творчество находило все больше и больше почитателей.

Инженер женских душ
Настоящая же известность пришла к Елинек в 1975 году, когда был опубликован ее дебютный роман «Любовницы», а в 1983 году вышла, пожалуй, самая известная ее книга — «Пианистка», которая принесла ей мировую славу.

Эльфрида Елинек. ПианисткаЕлинек, Э. Пианистка [Текст] : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. А. Белобратова. — СПб. : Симпозиум, 2005. — 448 с.

В центре произведений Эльфриды — почти всегда женские судьбы, изображенной ею со смелостью и откровенностью патологоанатома.
«Я полагаю, что мужчины страшатся власти и силы женщин. Сексуальная власть женщин анархична и неподавляема. Чтобы справиться с ней, по отношению к женщине применяют силу, чтобы сковать ее. Однако чем в большей степени власть женщины ограничивается вовне, тем губительнее и удушливее она воздействует вовнутрь…»
Но любопытство всегда сильнее страха: «грубую эротику» читали и мужчины, и женщины. Следующий роман писательницы: «Похоть», вышедший в 1989 году, вызвал настоящий скандал. Требующие запретить публикации книг Елинек достигли в своей непримиримой борьбе обратного эффекта: тираж книги побил все рекорды маленькой Австрии — 100 тыс. экземпляров, однако писательница оказалась в настоящей изоляции: в свете считалось дурным тоном общаться с ней. Однако смельчаки находились — особенно мужчины. Как ни странно, Эльфрида вышла замуж и получила статус:

«Замужняя дама»
Ее мужем стал немецкий композитор. Любовь ли к музыке свела их, или революционные идеи кружка, который вместе посещали — неизвестно, она никогда не говорит о личной жизни в своих интервью. Хотя семейная жизнь у гениев обычно не задается, пока что они не в разводе. Правда, живут чаще порознь, чем вместе и как утверждают таблоиды, не видятся годами. Эльфриде это ничуть не мешает — похоже, даже наоборот — помогает. «Лишь в одиночестве можно творить» — и она творит.
В конце девяностых она продолжила шокировать публику. Это были романы «Дети мертвецов» (1995) и «Алчность» (1999). А затем обратилась к тому, чем ее учили в университете: к театру.

Драматург
из Елинек тоже получился не слабый, и пьесы в стиле «грубая проза жизни» нашли свою публику. На лучших немецких сценах ставились «Клара Ш.» (1982), «Вожделение, или Проезд открыт» (1986), «Облака. Дом» (1988), «Привал, или Этим все занимаются» (1994), «Спортивная пьеса» (1998), «Он как не он» (2000), «Смерть и девушка» (2003). А в 1998 году ее творчеству даже посвятили всю программу театрального фестиваля в Зальцбурге!
Но триумф ждал ее в другом месте.

Пальмовая ветвь — «Пианистке».
На Каннском фестивале 2001 года картина режиссера Михаэля Ханеке по романы Елинек «Пианистка» удостоилась трех наград: Изабель Юппер получила приз за лучшую женскую роль, Бенуа Мажимель — за лучшую мужскую, а постановщик был отмечен Большим призом жюри. Теперь «Пианистку» можно было не только читать, но и смотреть! Казалось бы, Эльфрида Елинек получила в своей творческой жизни все, что было можно. «Но в 2004 году мир понял, что возврата к ханжеству нет и „порнографическая проза“ имеет право на жизнь! Эльфрида Елинек стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, окончательно убедив мир в своем праве изображать мир таким, каким она его видит» (http://www.passion.ru/s.php/3539.htm),

Известие о столь высокой оценке собственного творчества — присуждение Нобелевской премии по литературе — Елинек удивило:
«В жюри нобелевской премии — одни мужчины, а я часто выступаю с позиций феминизма».
Но Нобелевский комитет сделал акцент, присуждая писательнице награду, не на ее бунтарское творчество, а на художественные грани таланта. Награда присуждена Елинек «за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
На церемонию вручения премии (денежное выражение которой — 10 млн. шведских крон или 1,1 млн. евро) в Стокгольм Эльфрида Елинек не поехала — у нее развилась «социальная фобия» — писательница не может находиться в местах большого скопления людей.

На родине, в Австрии Елинек недолюбливают — ее чрезмерно откровенные произведения всё же смущают добропорядочных читателей, да и она не делает родине комплиментов.
В ее очень женской прозе — мало любви и много жестокости.
Ненависть — ее любимая тема.

Впрочем, выводы о творчестве любого писателя лучше делать, уже ознакомившись с его произведениями.


Цифровые тексты Эльфриды Елинек:

Елинек, Э. Любовницы [Текст] : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. Анны Глазовой // http://spintongues.msk.ru/jelinek01.htm [Лавка языков -> Архивы].

Елинек, Э. Пианистка [Текст] : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. А. Белобратова // http://www.litportal.ru/index.htm?a=2149&b=10744 [Литпортал -> Все авторы -> Эльфрида Елинек -> Пианистка -> Скачать].


Можно почитать ещё:

Елинек, Э. В стороне [Текст] : Нобелевская лекция [лауреата 2004 года] / Эльфрида Елинек; пер. с нем. Александра Белобратова // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С. 219-228. — Ил. : 2 фот.

Елинек, Э. Досужими путями мышления [Текст] : эссе / Эльфрида Елинек; пер. с нем. Е. Белорусец // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С. 228-231.

Елинек, Э. «Я ловлю язык на слове…» [Текст] : [интервью с австрийской писательницей — лауреатом Нобелевской премии 2004 года] / Эльфрида Елинек; записал Александр Белобратов // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С. 232-238.


Приятного Вам и полезного чтения!


Ведущая рассылки: Ирина Баженова.
E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска
Телефон: (34370) 4-82-98



Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска