Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Наша библиотечная рассылка / Архив / Июнь 2009 — Выпуск 33. Литературный туризм. Маршрут третий — Италия, Помпеи
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Архив библиотечной рассылки

Июнь 2009 — Выпуск 33. Литературный туризм. Маршрут третий — Италия, Помпеи

Доброе время суток, уважаемый Читатель!

Снова наступило лето... И мы вновь приглашаем Вас в небольшое путешествие, на этот раз на берега Неаполитанского залива — в город скорби и печали, в Помпеи. Да и повод (правда, грустный) нашелся — в августе будет 1930 лет со дня трагической гибели этого города (79 г. н. э.).

Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1828 г.Литературный туризм. Маршрут третий — Италия, Помпеи.

Помпеи — удивительный город. Он просто завораживает туристов своей подлинностью, трагической историей и будничностью. Закрыв глаза (или случайно отстав от своих попутчиков) можно одновременно почувствовать сразу несколько временных эпох: за углом этого дома на площади с фонтаном шумит толпа горожан, вот местные крестьяне раскапывают руины виллы, а там гуляет мрачный молодой англичанин, некий сэр Эдвард Булвер-Литтон. Трагедия Помпей его потрясла. Он мечтает написать роман о его жителях, активно и тщательно собирает материал. Молодой романтик практически живет на раскопках, пытаясь представить себе жизнь древнего города. В 1833 году на выставке в Милане сэр Эдвард видит картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Новое потрясение! Перед его глазами предстали живые герои его ненаписанного романа. После возвращения домой, в Англию, в 1834 году (175 лет тому назад!) буквально на одном дыхании Эдвард Булвер-Литтон пишет «Последние дни Помпей».

Булвер-Литтон, Э. Последние дни Помпей [Текст] : [роман] / Э. Булвер-Литтон ; пер. с англ. В. Хинкиса ; предисл. С. Л. Утченко. — М. : Дет. лит., 1965. — 365 с. : ил. — (Шк. б-ка).

Скрупулезная работа сэра Эдварда позволяет нам, читателям, получить полное представление о жизни римского города I века нашей эры.

«Помпеи являли собой миниатюрное воплощение цивилизации того времени... В маленьких, но богатых лавках, в крошечных дворцах, в термах, на форуме, в театре и цирке, в кипучей жизнь, уже носившей, однако, печать упадка, в утонченности и пороках людей отразилась вся Римская империя. Это был как бы игрушечный город в стеклянном ларце, где, словно по прихоти богов, была представлена величайшая империя земли, который они затем скрыли от времени, чтобы вновь явить потомкам как чудо».

Ле-Ру. Извержение Везувия в 79 г. по Р.Х.Как и в наши дни чаще всего в Помпеи входили через Морские ворота (Porta di Mare) и попадали сразу на одну из главных улиц города via dell’Abbondanza (Улица Изобилия). Эта была широкая (примерно 26 футов или чуть меньше 8 метров) улица торговых лавок, харчевен, ремесленных мастерских, пекарен, расположенных на первых этажах жилых домов. Как и все улицы города via dell’Abbondanza была вымощена вулканическим камнем, в котором из-за постоянной езды телег и колесниц образовались глубокие колеи. Тротуары были намного выше, чем проезжая часть, и у пешеходов не возникало никаких проблем во время сильных дождей. Для перехода улицы пользовались специальными камнями на перекрестках. Камни были одной высоты с тротуаром и располагались так, чтобы не мешать движению повозок. На многих перекрестках и площадях работали фонтаны, из которых горожане брали воду для питья и хозяйственных нужд.

«Повсеместно, искрясь в солнечных лучах, били фонтаны, смягчая летний зной; всюду виднелись прохожие, или, вернее, праздношатающиеся, почти все одетые в тирский пурпур; оживленные толпы собирались вокруг самых богатых лавок; сновали рабы, неся на головах бронзовые ведра самой изящной формы; у стен длинными рядами стояли молодые крестьянки с корзинами спелых плодов и цветов...; часто попадались таверны, заменявшие праздным людям современные кафе и клубы. На мраморных полках рядами стояли сосуды с вином и маслом, а возле них были ложа, защищенные от солнца тентами из пурпура...».

Своим западным концом via dell’Abbondanza выходила на главную площадь города — Форум, который был настоящим центром городской жизни.

«Форум в Помпеях действительно был в то время очень оживлен. На широком тротуаре, выложенном крупными мраморными плитами, собирались группы людей, которые оживленно беседовали, чуть ли не каждое слово сопровождая жестом... У колоннады в семи будках сидели менялы, перед которыми высились сверкающие кучи монет, а вокруг толпились купцы и моряки в пестрых одеждах. По другую сторону колоннады можно было увидеть людей в длинных тогах, они спешили к величественному зданию, где вершился суд... Суд окружала правильная и симметричная дорическая колоннада, под этой колоннадой несколько человек... завтракали и толковали между собой..., макая хлеб в чаши с разбавленным вином. По форуму шныряли мелкие торговцы. Один уговаривал... купить ленты, другой расхваливал сандалии..., третий... предлагал голодным горячую еду с маленькой переносной печки, а рядом — учитель объяснял непонятливым ученикам правила латинской грамматики».

На северной, узкой стороне форума стоял храм Юпитера. Обогнув его, можно было попасть в еще один центр городской жизни — в Термы на Форуме. Построенные еще при диктаторе Сулле, они единственные продолжали исправно функционировать после землетрясения 63 г. В термах были женское и мужское отделения, каждое из которых состояло из аподитерия (раздевалки) и залов — фригидария (с холодной водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой).

«Хотя общественные термы, или бани, были предназначены скорее для бедных граждан, чем для богатых, у которых дома были собственные купальни, все же это было излюбленное место встреч и отдыха людей всех сословий, любивших праздность и веселье. Бани в Помпеях, конечно, сильно отличались и своим устройством и внешним видом от огромных и сложно устроенных римских терм...
У портика сидел сторож, и перед ним стояли два ящика — один для денег, а другой для билетов. Здесь же были скамейки на которых сидели люди различных сословий; другие... быстро прогуливались вдоль портика, время от времени останавливаясь на бесчисленные объявления..., написанные краской на стенах. Но больше всего было разговоров о предстоящих играх в амфитеатре».

Амфитеатр располагался в восточной части города, в самом дальнем его углу. Он был построен в 80-х годах до н.э. и был образцом для более поздних амфитеатров в Риме. Здесь выступали гладиаторы, убивали диких зверей, казнили преступников и христиан. В дни игр вокруг арены собирался практически весь город. Трибуны вмещали не менее 20 тысяч человек.

«В верхнем ярусе, отдельно от мужчин, сидели женщины в ярких одеждах, и ярус этот был похож на пеструю клумбу... На нижних скамьях разместились богатые и благородные, городские власти, сенаторы и всадники. Крепкая загородка по краям проходов, которые вели на арену, не позволяла зверям вырваться на волю, и они попадали прямо на овальную, посыпанную песком площадку, где их ждала жертва. Окружившая арену стенка, от которой поднимались скамьи, была украшена фресками с изображением зрелищ... По всему амфитеатру были проложены невидимые трубы, из которых в самую жаркую пору дня били прохладные и ароматные струйки воды, окропляя зрителей. Служители... натягивали огромный тент, или веларий, покрывавший весь амфитеатр. Веларий был соткан из белоснежной апулийской шерсти и украшен широкими алыми полосами».

Именно здесь, по мнению автора, собрались жители Помпей в свой последний день, чтобы присутствовать на казни Главка, главного героя романа, ложно обвиненного в убийстве.
Главк, римский гражданин, грек по происхождению, был одним из самых богатых и уважаемых людей города. Он — настоящий космополит своего времени — очень много путешествовал, имел дома в Риме, Афинах, Неаполе. В Помпеях ему принадлежал скромный дом на via della Fortuna (Улице Фортуны) напротив форумских Терм. Археологи называют его Домом Трагического поэта.

«Дом Главка был одним из самых маленьких и в то же время одним из самых красивых и совершенных среди частных домов в Помпеях.
За дверью начинался длинный и узкий вестибул, где на полу была выложена мозаичная собака и обычная надпись: „Cave canem“, что значит „Берегись собаки“. По обе его стороны помещались две довольно большие комнаты... для приема посетителей, которые... не имели доступа во внутренние покои.
Вестибул вел в атрий, где при раскопках нашли потрясающей силы роспись... расставание Ахилла и Брисеиды.
В конце атрия узенькая лестница вела наверх, в помещение для рабов; кроме того, там помещались две или три маленькие спальни, на стенах которых были изображены похищение Европы, битва амазонок и тому подобные сюжеты.
Дальше был таблин, в обоих концах которого висели великолепные занавеси из тирского пурпура, обычно неплотно задернутые. На одной из стен был изображен поэт , читающий стихи друзьям, а на полу выложена... изящная мозаичная картина: режиссер дает наставление актерам.
За этим залом был перистиль, которым дом... заканчивался. Каждая из семи колонн перистиля была увита гирляндами; посредине, в саду, в белых мраморных вазах на высоких цоколях цвели редчайшие цветы. В левой половине сада была небольшая, посвященная Пенатам, часовенка...; перед ней стоял бронзовый треножник; по левую сторону колоннады были две небольшие спальни, по правую — триклиний...
Этот покой [триклиний] неаполитанские археологи обычно называют „комнатой Леды“... [из-за] пленительного изображения Леды... Комната выходила прямо в благоухающий сад. Вокруг стола кипарисового дерева, идеально отполированного и инкрустированного причудливыми серебряными узорами, стояли три ложа, которые в Помпеях предпочитали полукруглым сидениям...; на этих бронзовых ложах, украшенных золотом и серебром, лежали роскошные вышитые покрывала, которые мягко опускались под тяжестью тела.
— Скажу по чести, — заметил эдил Панса, — твой дом, Главк, хоть он немногим больше шкатулки для застежек, — настоящая драгоценность...„.

Совсем недалеко от дома Главка находятся Везувийские ворота (Porta del Vesuvio) и ворота на Геркуланум (Porta di Ercolano), ведущие к загородным поместьям богатых горожан.

“Город вышел за пределы своих ворот и стен... Виллы и селения тянулись по склонам Везувия... Люди без опаски жили среди зелени виноградников возле вулкана, который, как они думали, угас навеки. За воротами тянулся длинный ряд гробниц, различных по строениям и архитектуре... И над всем этим высилась окутанная облаками вершина ужасной горы, усеянная темными и светлыми пятнами, обозначавшими мшистые пещеры и пепельно-серые скалы...„.

В те времена Везувий выглядел совсем не так, как в наши дни. Вот как описывал его наш современник, известный геолог Николай Владимирович Короновский:

“На рубеже тысячелетий Везувий был одноглавым, а его высота превышала 2,5 км... В начале I в. Везувий был покрыт густым лесом с диким виноградом. На его вершине располагалось заросшее чашевидное углубление — следы древнего кратера, сохранившегося после 300-летнего периода покоя вулкана. В этом кратере в 72 г. скрывался Спартак с восставшими рабами...
Вулканические пеплы и туфы, плащом покрывавшие пологие склоны Везувия и его окрестности, делали земли вокруг него необычайно плодородными. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Недаром эта область славилась отличными винами... Жизнь на изумрудных склонах кипела... Ничто не предвещало близкой трагедии»
.
(Короновский, Н. В. Последний день Помпеи [Текст] / Н. В. Короновский // Природа. — 1999. — N 2.)

Прошли века после гибели Помпей, прошли десятки лет после выхода романа Эдварда Булвер-Литтона. Раскопана большая часть города, изменилась сама методика ведения раскопок (если раньше раскапывали просто от уличной двери, то современные археологи снимают землю сверху, от крыши, слой за слоем). Появились новые данные о жизни города. Появились новые художественные произведения. Например, роман английского писателя Роберта Харриса «Помпеи», захватывающая детективная история о работе древней системы водоснабжения городов Неаполитанского залива.

Харрис, Р. Помпеи : роман / Роберт Харрис ; пер. с англ. С. Степашкиной. — М. : Эксмо, 2004. — 384 с. — (Mystery line).

Ходят слухи, что вскоре итальянское правительство закроет район раскопок древнего города для экскурсий туристов и простых любопытствующих. Поэтому не теряйте времени — при первой же возможности прогуляйтесь по улицам Помпей, загляните в пустующие дома, закройте глаза и прислушайтесь...


Более подробно о жизни в древних Помпеях и об извержении 79 г. можно узнать на этих Internet-сайтах:
Помпеи: шаг за шагом — http://pompeii.ru/
Помпеи. Музей под открытым небом — http://padub.ru/


Выпуск подготовила Наталия Волкова.


Приятного Вам и полезного чтения!

Ведущая рассылки: Ирина Баженова.
E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска
Телефон: (34370) 4 — 82 — 98

 

Подписаться на рассылку можно здесь



Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска