Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Тебе, тинейджер  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Тебе, тинейджер! / Отделы и филиалы / Филиал N°3. Передай добро по кругу
Твоя библиотечная тусовка
Письма для тебя
SOS-информация
Мода — читать!
Книги нашего детства
Отзывы о книгах с золотой полки
Отделы и филиалы
Клубы и конкурсы
Уроки поэзии
Уроки прозы
Поздравляем!
Бурчалка
Словарь сленга тинейджеров


Филиал N°3. Передай добро по кругу

Правила корректного языка

Человек всегда стремится к общению. Одиночество — самое суровое наказание для человека. Поэтому в библиотеку идут и пожилые, и молодые не только за книгами, но и за общением. Хорошо, если каждый читатель унесет с собой тепло в душе и признательность не только за полученную информацию, но и за радость общения и понимания.

Мы хотим привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают использовать инвалиды, когда речь идет о них. Некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, являются ярлыками и оскорбительными стереотипами. Мы хотели бы, чтобы эта информация помогла нам создать в своей стране общество, где люди, чем-то непохожие не большинство, не подвергаются дискриминации, которая основана на стереотипах и выражается в наших словах.

Когда Вы говорите об инвалидах,

ИСПОЛЬЗУЙТЕ:

  • Инвалид, человек, имеющий инвалидность, человек с ограниченными возможностями
  • Не инвалид, обычный, типичный человек
  • Человек, использующий инвалидную коляску
  • Врожденная инвалидность
  • Имеет ДЦП
  • Умственно отсталый человек
  • Человек с задержкой в развитии
  • Человек с синдромом Дауна
  • Человек с эпилепсией
  • Душевнобольной человек
  • Слепой человек
  • Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи

ИЗБЕГАЙТЕ:

  • Больной, калека, деформированный, неполноценный, дефективный
  • Нормальный, здоровый
  • Прикованный к инвалидной коляске
  • Врожденный дефект, несчастье
  • Страдает ДЦП
  • Умственно неполноценный
  • «Тормоз» (никогда!), слабоумный
  • «Даун», «монголоид»
  • Эпилептик, припадочный
  • Сумасшедший, псих
  • Слепой, как крот (никогда!)
  • Немой


Источник информации:

Библиотечный вестник Карелии [Текст] : вып. 7. Безбарьерная библиотечная среда. — Петрозаводск, 2003.

Декларация независимости инвалида

«Декларация независимости инвалида» иллюстрирует принципы философии «независимой жизни».

  1. Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
  2. Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
  3. Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
  4. Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это прав.
  5. Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
  6. Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение. Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
  7. Помогите мне познать то, что я хочу.
  8. Будьте тем, кто заботиться, не жалея времени, и кто борется, пытаясь сделать лучше.
  9. Будьте со мной даже тогда, когда мы боремся с друг с другом.
  10. Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставит вам удовольствие.
  11. Не восхищайтесь мной. Желание жить полной жизнью не заслуживает восхищения,
  12. Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.
  13. Будьте моим союзником в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
  14. Давайте уважать друг друга, ведь уважение предполагает равенство.
  15. Слушайте, поддерживайте и действуйте.


Источник информации:

Декларация независимости инвалида [Текст] / сост. О. В. Грозных ; Свердловская областная специальная библиотека для слепых. — Екатеринбург, 2005. — 3 с.

10 общих правил этикета

Мы хотим Вам предложить некоторые рекомендации при обращении к людям с инвалидностью. Большинство из них относятся как к взрослым, так к детям и подросткам.

  1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.
  2. При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
  4. Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
  5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а с подростками — как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы не поняли собеседника.
  8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы Ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся», или: «Вы слышали об этом?» тому, кто на самом деле не может видеть и слышать.


Источник информации:

10 общих правил этикета [Текст] / сост. О. В. Грозных ; Свердловская областная специальная библиотека для слепых. — Екатеринбург, 2005. — 3 с





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска