Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Тебе, тинейджер  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Тебе, тинейджер! / Уроки поэзии / Занятие 2: РИТМ
Твоя библиотечная тусовка
Письма для тебя
SOS-информация
Мода — читать!
Книги нашего детства
Отзывы о книгах с золотой полки
Отделы и филиалы
Клубы и конкурсы
Уроки поэзии
Уроки прозы
Поздравляем!
Бурчалка
Словарь сленга тинейджеров


Занятие 2: РИТМ

     Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов. Ритм участвует в формировании цельности стихотворения, поэтому надо следить, чтобы он не сбивался. Иногда не допустимо писать ломаным ритмом, но тогда это должно быть как-то обоснованно (например, при передаче определенного эмоционального состояния, для подчеркивания смысловой ситуации или резкой перемены событий).
     В четверостишии Марины Цветаевой в 3-й строке сбивается ритм при выражении экспрессии взволнованных чувств:
     А рокот тусклых вод слагается в балладу
     О том, как он погиб, звездою заклеймен…
     Плач, Юность! Плач, Любовь! Плач, Мир! Рыдай, Эллада!
     Плач, крошка Ада! Плач туманный Альбион!

     Ритм задает каждому отдельному стихотворению свойственную только ему интонацию, определяет динамику, мелодику.
     Ритм может быть плавным, размеренным:

          По небу полуночи ангел летел,
     И тихую песню он пел;
          И месяц, и звезды, и тучи толпой
     Внимали той песне святой.
                         (М. Лермонтов)

     Ритм может быть и рывкообразным, сбивчивым, ломаным:

     Закрой их, любимая! Запорошит!
     Вся степь, как до грехопаденья:
     Вся — миром объята, вся — как парашют,
     Вся — дымящее виденье!
                         (Б. Пастернак)

     Есть определенная зависимость динамики ритма от количества слогов в строках.
     Стихотворение, написанное короткими строками, состоящими из 1-4 слогов, обладает стремительным, легким, быстрым ритмом:

     По оврагам,
     По задворкам,
     Смётом здравым,
     Оком зорким,
     По лазуркам —
     Закоулкам,
     Вздохом спёртым,
     Сердцем гулким —
     Дружок, не спохватывайся!
     Клубочек, разматывайся!
               (М. Цветаева)

     Таким способом поэтесса передает быстрое движение катящегося клубочка.
     Утяжеляют, замедляют ритм длинные строки:

     Здесь тихая душа затаена в дубравах
     И зыблет колыбель растительного сна,
     Льнет лаской золота к волне зеленой льна
     И ленью смольного в медвяных льется травах.
                                             (В. Иванов)

Тренинг: попробуйте сочинить стихотворение, передающее скорость движения и с условием, чтобы все строчки были односложными.

Например:

Злой
Черт
В рой
Пчел
Бух! -
Пал.
Ух! -
Встал.
Стон,
Боль,
Он
Столь
Зол,
Что
Пчел
Сто
Враз
Вновь —
В бровь!
(Катя Васильева)

Выполненное задание присылайте на e-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска. В письме укажите тему письма — «Урок поэзии 2», как Вас зовут и где живете.

Переход к занятию 3.





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска