Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Тебе, тинейджер  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Тебе, тинейджер! / Уроки прозы / Занятие 2: Мотив МАСКА
Твоя библиотечная тусовка
Письма для тебя
SOS-информация
Мода — читать!
Книги нашего детства
Отзывы о книгах с золотой полки
Отделы и филиалы
Клубы и конкурсы
Уроки поэзии
Уроки прозы
Поздравляем!
Бурчалка
Словарь сленга тинейджеров


Занятие 2: Мотив МАСКА

«Маска» — излюбленный мотив для искусства Серебряного века. Сама атмосфера Серебряного века (конец XIX — начало ХХ века) была пропитана театральностью. Режиссеры и драматурги того времени экспериментировали с новыми формами Театра Будущего. Апокалиптические настроения смешивались с лихорадочной жаждой развлечений. Появились первые шоу-спектакли. По всей России открывались многочисленные театры — кабаре, представления в которых продолжались за полночь, нередко — до самого утра. Самыми популярными театрами-кабаре в Петербурге были: «Кривое зеркало», «Дом интермедий», «Бродячая собака», «Приют комедиантов», а в Москве — «Летучая мышь». Публика обеих столиц, на волне резко возросшей интенсивности развлечений, охотно посещает балы и маскарады. В среде творческой богемы устраиваются костюмированные вечера. В домах интеллигенции разыгрываются самодеятельные спектакли. Актрисы театра В. Ф. Комиссаржевской организовали «бумажный бал», на который приглашались дамы в маскарадных костюмах, сделанных из бумаги. Впечатление этого «бумажного» бала отразились у поэта Александра Блока в его поэтическом цикле «Маски».

Советуем прочитать несколько стихов из «Снежной маски» Александра Блока.

Вообще в поэзии эпохи Серебряного века возрастает роль игры, театрализации, «сценических» импровизаций. Лирическое «я» раскрывается у многих мастеров того времени в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок.

Прослушайте несколько примеров:

Маскарад давно окончен,
Но в темном зале маски бродили,
Только их платья стали тоньше:
Точно из дыма, точно из пыли.
(Георгий Иванов)

В глухих коридорах и залах пустынных
Сегодня собрались веселые маски,
Сегодня в увитых цветами гостиных
Прошли ураганом безумные пляски.
(Николай Гумилев «Маскарад»)

Кем воспета радость лета:
Роща, радуга, ракета,
На лужайке смех и крик?
В пестроте огней и света
Под мотивы менуэта
Стройный фавн главой поник.
(М. Кузмин «Маскарад»)


Константин Сомов “Язычок Коломбины” (1915 г.)Зинаида Серебрякова “Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро)” (1911 г.)В живописи мотив «Маски», «Маскарада» чаще всего использовали художники объединения «Мир искусства». На рубеже XIX — XX веков мирискуссники любили погружаться в XVIII век и на своих картинах изображали галантные сцены того времени. Их работы воплощали изящество и своеобразную «кукольность» рококо, элементы театрализации.

Рассмотрите такие картины мирискуссников, как:
1. Константин Сомов «Язычок Коломбины».
2. Зинаида Серебрякова «Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро»).
3. Александр Бенуа — декорации к балету «Петрушка».


Послушайте музыку композитора Игоря Стравинского, чье творчество началось в Серебряном веке. В своих музыкальных произведениях Стравинский тоже не обошел мотив «маскарада», сочинив музыку к балету «Петрушка».

Советуем послушать также арию Мистера Икса из оперетты Имре Кальмана.


Тренинг.

1. В каких литературных произведениях вы встречали мотив «маски»?

2. Сочините, если будет желание, небольшой рассказ, действие которого происходит на маскараде.


Если у Вас вознимают вопросы, то не стесняйтесь их задавать.

Желаем вдохновения!

Выполненное задание присылайте на e-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска. В письме укажите тему письма — «Урок прозы 2», как Вас зовут и где живете.

Переход к занятию 3 .





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска