Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Для молодежи  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Юношеская библиотека для молодежи / Дайджесты / Тихомирова И. И. Интерес к чтению: как его пробудить?
Юношеская библиотека для молодежи
Абитуриенту
Умей добиваться успеха
Премия по литературе «Апельсин»
Уроки жизни
Библиограф рекомендует
Литературная диета для гурманов
Дайджесты
Закладки
Обзор научно-популярных публикаций
Путеводитель по Интернету
Новый топик о книгах
Информационно-библиографический отдел
Юношеский абонемент
Отдел краеведения
Отдел новых технологий — для молодежи
Отдел маркетинга
А если это любовь?


Тихомирова И. И. Интерес к чтению: как его пробудить?

Альберт Лиханов назвал библиотеку последним оплотом, стоящим сегодня на защите детского чтения. Перед угрозой бездуховности, роста деструктивных социальных явлений, таких как наркомания, суицид, насилие, детское бродяжничество, защита чтения детей, поддержка интереса к нему, стала в ряд задач государственной важности. Приобщая ребенка к чтению, библиотека не только открывает путь к одному из важных источников информации. Она делает значительно более важное дело: она защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась.

Как известно, кризис детского чтения проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части нынешних детей чтение — всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости.

Кризис на то и кризис, что указывает на необходимость перемен, заставляет искать выход, действовать, строить гипотезы.

Наша гипотеза очень простая: чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения — в знакомом открыть незнакомое, в скучном — интригующее, в привычном — необычное. Непосредственный импульс к формулировке гипотезы дали мне слова Стефана Цвейга, сказанные им по поводу чтения: «Доступность сокровища всегда лишает нас почтения к нему, и только в истинно творческие, раздумчивые, созерцательные мгновения нашего бытия привычное и обычное снова оборачивается чудом». Его слова призывают нас задуматься над чтением, попробовать «сиять заставить заново» само затертое слово «Чтение». <…> Что бы угасающую искру интереса к чтению воспламенить, надо «подбрасывать» в нее все новые порции чуда — одну за одной.

Первую «порцию» на этом пути я назвала «Видеть невидимое». <…> Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое. <…> Наши дети, если дать им свободу и подтолкнуть воображение, способны удивить нас своими оригинальными картинами. Не верите? Попробуйте. И вы сами и ваши дети убедятся, что видеть невидимое — это чудо органически присуще чтению, и слова Экзюпери: «Главного глазами не увидишь» — имеют к чтению прямое отношение.

Способно удивить учеников и другое качество чтения, которое я назвала «Великое переселение». Речь идет о мысленном перемещении читающего человека из мира внешнего в мир внутренний. Что еще, кроме чтения художественной литературы, помогает одному человеку оказаться «внутри» другого: проследить ход его мыслей, его чувств, его радостей и печалей, вникнуть во все тонкости и изгибы его души, его мироощущение. <…> Все то, что в реальном мире осуществить невозможно, да и наука здесь бессильна, — войти в субъективный «мир иной», отличный от твоего, и пребывать в нем, как у себя дома — становится возможным при чтении через процесс сопереживания и «подстановки».

Осознание способности литературы открывать «психологическую дверь» в человека, важнее для всех читателей, особенно значимо для старшеклассников. Опрос их показал, что им, оканчивающим школу, очень не хватает психологических знаний, умения понимать себя и других. Вот почему, открыв хоть раз внутренний мир другого человека, вдумавшись в него, читателю вновь и вновь захочется это переселение повторить.

Важно подчеркнуть, что «великое переселение» — это двустороннее движение. Читатель переселяется в мир персонажей, мир персонажей — в него. И начинает жить в нем самостоятельной жизнью. И здесь мы сталкиваемся с новым волшебством чтения — «оживлением литературных персонажей». Если в сказке героев оживляют с помощью живой воды, то при чтении это происходит при помощи воображения. «Герои великих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающие люди», писал русский философ Н. Бердяев, вспоминая свое детское чтение. <…>

Вместе с переселением во внутренний мир героев книг, вместе с «оживлением» тех, кого никогда не было, рождается еще одно чудо чтения — возможность в течение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждому читателю, способному к перевоплощению. <…>

Всего удивительного, что несет в себе чтение, в одной статье не раскрыть. И все-таки трудно удержаться, чтобы еще об одном замечательном свойстве не упомянуть. Свойство это мы назвали «Самоузнавание». На него указывал великий немецкий писатель Г. Гессе: «Каждый книжный том / Это только путь к тому / Что в тебе самом». Это свойство может поразить читателя. <…> Писатель не только извлекает их нашего сознания былое, но и помогает испытать то, что раньше не было изведано. Как говорил поэт Л. Мартынов: «Вспоминаем неожиданно, / Непредвиденно, негаданно, / То, что было и не видано, / Да и не предугадано». Тем самым читатель не только осознает самого себя, открывает в себе новые возможности, но и поднимается над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий школьник не только узнает себя в ком-то из героев, но он и отделяет себя от них, приходит к пониманию, что, при всей похожести, он — другой. И это понимание себя в мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность, — важнейшее открытие. <…>

В основе гипотезы, о которой мы рассказали, лежало стремление перевернуть представление детей о чтении: в старом — показать новое, то, о чем, может быть, многие из школьников, даже оканчивающих школу, так и не догадались. Однако главный импульс к чтению лежит внутри самого ребенка, в тех реальных проблемах, которые его волнуют сегодня, а ключ решения их находится в книге, но это уже другая гипотеза.

И. И. Тихомирова Интерес к чтению: Как его пробудить? // Школьная библиотека. — 2001. — N 6. — С. 14-17





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска