Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Для молодежи  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Юношеская библиотека для молодежи / Юношеский абонемент / Авторская колонка Анжелики Араповой / «Снег» Орхана Памука
Юношеская библиотека для молодежи
Абитуриенту
Умей добиваться успеха
Премия по литературе «Апельсин»
Уроки жизни
Библиограф рекомендует
Литературная диета для гурманов
Дайджесты
Закладки
Обзор научно-популярных публикаций
Путеводитель по Интернету
Новый топик о книгах
Информационно-библиографический отдел
Юношеский абонемент
Отдел краеведения
Отдел новых технологий — для молодежи
Отдел маркетинга
А если это любовь?


Авторская колонка Анжелики Араповой / «Снег» Орхана Памука

Орхан ПамукОрхан Памук — самый известный на сегодняшний день турецкий писатель. Факт мирового признания был официально подтвержден в 2006 году вручением ему Нобелевской премии по литературе.

Памук родился 7 июня 1952 года в Стамбуле в богатой семье, его отец был инженером. Вопреки желанию родителей (они хотели, чтобы он стал инженером-строителем) Орхан Памук окончил институт журналистики стамбульского университета. Между 1985 и 1988 годами он жил в США, работая в Колумбийском университете (Нью-Йорк), но потом он вернулся в Турцию. С 1982 по 2001 был женат, имеет дочь. 12 октября 2006 Орхану Памуку была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: автору, «который в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».

Основные темы творчества писателя — конфликт и противостояние между востоком и западом, исламом и христианством, традициями и современностью.

Например, конфликт между западничеством и исламизмом в современной Турции является главной темой вышедшей в 2002 году книги «Снег».
Сами турки роман воспринимают как произведение политическое. И это неудивительно: Памук затрагивает многие болезненные для современной Турции темы. Однако не только, и не столько в этом своеобразная «тяжеловесная» прелесть «Снега».

Итак, место действия — Карс, пограничный город на северо-востоке Турции, который когда-то «был важным рубежом для двух великих империй — Османской и Российской». Один из самых северных городов Турции. Повествование ведется от имени автора — Орхана.
Главный герой — поэт, называющий себя коротким именем Ка, о котором автор говорит, что он был «добросердечным, справедливым, порядочным и всегда печальным человеком, которые подобно героям Чехова из-за этих качеств инертны и неудачливы в личной жизни». В качестве политического ссыльного («хотя политикой особенно не интересовался никогда») он прожил 12 лет в Германии, и оказался на родине из-за похорон матери. Он решает приехать в Карс отчасти с целью небольшого журналистского расследования, но в большей степени им движет внезапно вспыхнувшая влюбленность к старой знакомой Ипек.
Водоворот событий, встреч, разговоров затягивает Ка: на его глазах застрелен директор института, который не пускал на занятия девушек в платках, обязательных для ортодоксальных мусульманок, он встречается с Ладживертом, которого считают исламским террористом, беседует со студентами — будущими имамами, приходит к духовному наставнику верующих горожан. Он терпеливо выслушивает всех, а те как будто специально ждали его, чтобы изложить свои взгляды. И все они говорят ему об одном — о вере.
Орхан Памук. СНЕГНо не только опыт веры суждено испытать герою. Впереди его — а вместе с ним и весь город — ждет гораздо более жесткий опыт совести. Представление заезжей театральной труппы, начинающееся как дурного вкуса комедия с непристойными шутками и пародией на политиков, заканчивается нешуточной стрельбой по зрителям и объявлением военного переворота. Что нужно этим людям? О чем они говорят? — недоумевает «европеизированный» Ка. Для него в этот момент существует лишь любовь, он мучительно тянется к женщине, которую, как ему кажется, любит. Но оказывается между двумя противоборствующими сторонами, которые избирают его в качестве посредника. Потому что он чужак, и значит, им можно манипулировать. И поэтому, несчастный поэт, ходит и ходит по заснеженному Карсу с приставленным к нему полицейским — от мятежников-военных к заговорщикам-исламистам, от тех — к любимой, а от нее — снова к мятежникам...
Тема платка, этого «черного-пречерного чаршафа», проходит через весь роман. Ведь и в город Ка приезжает из-за самоубийств девушек, которые по постановлению государства не допускались в платках в институт. И формальным поводом для мятежа стало убийство директора этого института. От постоянных разговоров о платках начинаешь недоумевать: разве это так важно? Ведь это просто платок. Разве кусок ткани — это единственное доказательство веры?
Но для военных, борцов за «светскость» государства — это символ отсталости и невежества таких забытых уголков, как Карс, а для исламистов платок — «знамя Аллаха» и символ политической борьбы. Вот на фоне этой борьбы и разворачивается трагедия обыкновенного влюбленного человека — нашего героя Ка, который хочет одного — увезти свою любимую Ипек во Франкфурт, и там жить с ней счастливо.
И это почти удается, Ипек даже собрала вещи, и влюбленные ждут, когда откроются дороги, так как из-за непрекращающегося снегопада Карс закрыт для всего мира.
И тут Ка узнает, что Ипек любила и скорее всего продолжает любить Ладживерта, того самого исламистского террориста. Ладживерта захватили мятежники-военные, и обещали его отпустить живым, если нынешняя возлюбленная Ладживерта — Кадифе (сестра Ипек и предводительница ортодоксальных мусульманок) прилюдно снимет с головы платок.
Кадифе снимает платок, но Ладживерта убивают, и Ипек понимает, что именно Ка (из-за ревности) стал предателем. Ипек остается в Карсе, понимая, что уже никогда не сможет полюбить Ка, а Ка, вернувшись во Франкфурт, все 4 года, вплоть до своей трагической гибели, мучается от любви к ней.
В этой книге нет абсолютно правых, как нет абсолютно неправых. Пожалуй, основное чувство, которое испытываешь к героям романа — это жалость. Так, жалко Ка, оторвавшегося от одной страны и не сумевшего укорениться в другой. Жалко Ипек, лишенную величайшего дара любви, и возможности иметь ребенка...
Эпилог, в котором теперь уже рассказчик Орхан (Ка был его другом) приезжает в Карс, спокоен, как и город, мирно спящий под падающим снегом. Орхан проходит по улицам, где ходил его друг, заходит в те же чайные, встречается с теми же людьми. Даже испытывает мимолетную влюбленность в Ипек. Он собирается написать роман о Карсе. А местные жители ему говорят: «Не пишите о нас, потому что никто посторонний не сможет нас понять». Ведь понять людей — значит стать ими, принять в себя все их беды и боль, прожить жизнь вместе с ними, улыбаясь их радостям и плача над горем. А кто способен на это в нашем совсем неидеальном мире?
Возможно, ответ увидит тот, кто поймет, почему, уезжая из Карса и глядя на «желтоватый свет последних домов», Орхан заплакал.
О чужой далекой жизни, в чем-то так похожей на нашу, этот роман.

Библиография сочинений Орхана Памука:

  • Джевдет-бей и его сыновья / (1979, рус. перевод 2007)
  • Дом тишины / (1983, рус. перевод 2007)
  • Белая крепость / (1985, рус. перевод 2004)
  • Чёрная книга / (1990, рус. перевод 1999)
  • Новая жизнь / (1994, рус. перевод 2007)
  • Меня зовут Красный / (1998, рус. перевод 2001)
  • Снег / (2002, рус. перевод 2006)
  • Стамбул. Город воспоминаний / (2003, рус. перевод 2006)
  • Музей невинности / (2008)
  • Другие цвета / (1999, рус. перевод 2008)




© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска